Одна из старейших компаний автомобильного мира находится в процессе трансформации, граничащей с революцией — или Renaultlution, как ее называет новый босс Лука де Мео. 31 августа Renault Group представит журналистам две из своих самых ключевых моделей ближайшего будущего — преемника Megane и совершенно новую Dacia. Только время покажет, удастся ли им и другим нововведениям выполнить амбициозные цели Де Мео. Но удобный случай вспомнить историю одного из самых популярных европейских брендов, включая несколько малоизвестных моментов из нее.
Он был основан 122 года назад … или 123
Фактически, Renault была одной из немногих автомобильных компаний, о которых мы можем сказать с полной точностью, когда она была основана: 25 февраля 1899 года, до полудня, когда три брата Марсель, Фернан и Луи Рено зарегистрировали Renault.
Однако первый автомобиль Renault, получивший название Voiturette, старше — он был создан Луи в 1898 году на основе De Dion-Bouton, который молодой изобретатель усовершенствовал с помощью карданной передачи. Луи поспорил с друзьями, что на крутых улицах Монмартра его творение легко обогнает машину с тогдашней стандартной велосипедной передачей с цепью. Он выиграл бас и затем обратился за помощью к своим старшим братьям, которые приобрели опыт в текстильном бизнесе своего отца.
Штаб-квартира компании находится в пригороде Парижа Булонь-Бийанкур, где она находится и по сей день. Кстати, в Бианкуре похоронена любимица Яворова Мина Тодорова.
Луи Рено — талантливый изобретатель
Луи Рено, родившийся 12 февраля 1877 года, четвертый из шести детей в семье текстильного фабриканта, был очарован двигателями с юных лет. Помимо кардана, к его изобретениям относятся также сменная свеча зажигания, гидроамортизаторы, наклонная рулевая колонка, складывающиеся сиденья.
Начиная с 1903 года Renault также производила собственные двигатели, ранее закупала их у De Dion-Bouton.
Renault также входит в число первых звезд кино
Луи Рено и его Voiturette на самом деле являются персонажами одного из первых фильмов в истории, снятых самими братьями Люмьер. По оценкам компании, сегодня автомобили Renault участвуют в съемках в среднем 200 фильмов в год. Одна из самых известных автомобильных ролей бренда принадлежит Renault 11 TX, с которым Джеймс Бонд (Роджер Мур) совершает фантастические маневры на улицах Парижа в фильме 1985 года «Взгляд на убийство».
В аварии на гонке погиб брат Рено
Братья Рено рано осознают, какой рекламный потенциал скрывают автомобильные гонки, популярность которых растет день ото дня. И Марсель, и Луи принимали участие в различных гонках — пока в 1903 году Марсель не погиб в результате несчастного случая во время гонки Париж-Мадрид. После этой трагедии Луи больше не участвовал в соревнованиях.
В 1906 году тяжело больной Фернан покинул компанию, и Луи остался единственным главой Renault, сменив название на Renault Automobiles.
Renault выигрывает первый в истории Гран-при
В 1906 году соревнования, которые сегодня считаются первым Гран-при в истории, проходили в Ле-Мане. Венгерский испытатель Renault Ferenc Sys выиграл его на своем Renault AK 90CV, достигнув выдающейся для того времени средней скорости 101,2 км / ч. Успех гонки привел к появлению множества других гонок Гран-при по всему миру.
На фото статуя Сис у входа на трассу Хунгароринг недалеко от Будапешта.
Любимая машина русского царя
Последний российский император Николай II был поклонником французской марки. В императорском гараже Санкт-Петербурга было много автомобилей, в том числе Delaunay-Belleville, Rolls-Royce и Mercedes-Benz, но последний правитель династии Романовых чаще всего ездил на Renault 40 CV.
Создает первый современный танк
Попытки создать бронетранспортер для использования в военных целях начались еще до появления двигателя внутреннего сгорания. Но именно Луи Рено разработал первый современный танк — с вращающейся башней и кормовым моторным отсеком. Танки Renault FT были одним из главных орудий Франции для победы в Первой мировой войне. FT-17 производится по лицензии в США (M1917), Италии (FIAT 3000) и даже СССР («Renault Russian»). Отдельные части древнего FT использовались во время войны в Афганистане в 1980-х годах.
Такси Renault спасают Францию
Уже в 1907 году Renault зарекомендовала себя как главный выбор таксомоторных компаний — не только в Париже, но также в Лондоне и даже в Нью-Йорке. Эти такси сыграли ключевую роль во время Первой мировой войны, когда 6000 солдат генерала Джозефа Галлиани пришлось срочно перебросить на линию фронта, чтобы остановить наступление Германии. Для этого используются 600 такси Renault AG-1. Операция прошла успешно и остается в истории как «Марнское такси». За это и из-за танков Луи Рено прозвали «спасителем отечества» и наградили высшей государственной наградой — Орденом Почетного легиона.
Первые машины стоили как зарплата рабочего за 10 лет
Луи Рено продал первую Voiturette другу своего отца Альфреду. Затем торговля набрала обороты, и в 1908 году компания уже была крупнейшим производителем автомобилей во Франции, продав 3575 единиц. Хотя цена 3000 франков равна средней зарплате рабочего за … 10 лет.
Доминирование продержалось до конца 1920-х годов, когда Renault упорно продолжала выпускать тяжелые и старомодные модели (такие как Renault Reinastella, показанный здесь), а более совершенные машины Citroen лидировали по продажам.
Между боссами двух компаний идет агрессивное соперничество, и Луи Рено называет Андре Ситроена «маленьким евреем». Но затем Великая депрессия обанкротила Citroen, а Renault выжила благодаря своему бизнесу по производству тракторов и другой тяжелой техники.
Вражда с Citroen породила первые внедорожники
Соперничество между Андре Ситроеном и Луи Рено породило одни из первых серьезных внедорожников. В 1923 году Citroen произвел полугусеничные внедорожники, которые использовались для Black Raid по всей Африке. В ответ Renault создала трехосные грузовики MN. Они повторили достижение, покинув Алжир 13 ноября 1924 года и прибыв в Кейптаун 3 июля 1925 года.
Три Renault MH также использовались в знаменитой экспедиции академика Александра Ферсмана 1929 года в пустыню Каракумы.
Эмблема — работа гениального художника
Известная ромбовидная эмблема Renault впервые появилась в 1925 году, но тогда была зарезервирована только для роскошной модельной линейки Stella. Постепенно он развивался с годами, и в 1972 году гениальный художник-график Виктор Вазарели написал его в созданном им стиле оп-арта с трехмерным эффектом
Луи Рино был тайно убит в тюрьме
Во время вторжения Германии во Францию во время Второй мировой войны Луи Рино находился в Соединенных Штатах, чтобы договориться о поставках американских танков французской армии. Вернувшись, он обнаружил марионеточное правительство Петена в Виши. Специалисты Daimler прибыли на ее заводы, чтобы оценить, как производственные линии будут доставлены в Германию.
Чтобы спасти завод и его рабочих, Луи Рено согласился производить для Вермахта автомобили — но только грузовики, а не танки (на фото запечатлена его встреча с Гитлером). Американцы сильно бомбили заводы.
Renault хочет оставить завод своим рабочим
После смерти Луи Рено его завещание было раскрыто, согласно которому право собственности на заводы Renault было передано 40 000 работавших на фирме. Но временное правительство де Голля отказалось выполнить волю и вместо этого национализировало компанию.
По сей день французскому государству принадлежит 15% капитала компании.
Бить рекорды с газотурбинным двигателем
В середине 1950-х годов государственная компания разработала уникальный автомобиль Etoile Filante с рекордной аэродинамикой и вертолетным газотурбинным двигателем. В 1956 году этому автомобилю удалось побить мировой рекорд скорости для машин до тонны — 308,8 км / ч
Renault создал первый хэтчбек — и первый минивэн
Renault 16 датируется 1965 годом.
С первым минивэном дела обстоят немного иначе. Всем известно, что Renault Espace — первая серийная модель с таким дизайном. Но немногие также знают, что идея была предложена (фактически продана) Renault небольшой французской компанией Matra, первой разработавшей прототип P18.
Первый турбомотор в Формуле-1
Renault 1977 года выпуска 1977 года был первым автомобилем с турбонаддувом в истории Формулы 1. В то время все остальные команды использовали тяжелые трехлитровые безнаддувные двигатели. Французы решили использовать лазейку, допускающую турбонаддув, но объемом не более 1,5 л. Очень быстро все их конкуренты последовали их примеру. А между тем первая RS01 была настолько ненадежной, что все стали называть ее «желтым чайником».
Мифический Renault 5 Turbo
В настоящее время спортивные версии Renault 5 являются одними из самых популярных среди коллекционеров марки. Всего их было четыре: оригинальный Renault 5 Turbo, созданный в соответствии с требованиями омологации; затем Renault 5 Turbo 2, тоже со средним расположением двигателя, но намного тяжелее; Renault 5 Gordini Turbo; и, наконец, самая популярная версия — Renault 5 GT Turbo.
Рено с 6х6? Существует один
Но даже Renault 5 Turbo — массовый автомобиль на фоне редчайшей «пятерки» — шестиколесной версии, работы французской компании Leotard. Привод 6х6, имеет две коробки передач и двигатель Alpine. Производство ограничено всего пятью единицами.
В Книге рекордов Гиннеса
Имя Renault входит в несколько мировых рекордов Гиннеса, например, по самому длинному пробегу электромобиля (Zoe). Однако самый зрелищный рекорд, несомненно, принадлежит американцу Марку Райану в самом длинном прыжке … на грузовике с прицепом. Каскадеру удалось пролететь 25 метров за рулем Renault Magnum. После падения грузовик оказался полностью исправным, за исключением оторвавшегося переднего бампера.
Любопытная Alpine GTA Le Mans
Renault Alpine GTA Le Mans 1990-91 годов — один из самых редких автомобилей, когда-либо созданных компанией. Любопытно то, что, хотя эта версия имеет более широкий кузов, чем стандартная модель GTA (а также уникальные колеса BBS и другие дополнения), механика полностью идентична!
Минивэн на 800 лошадей!
В честь десятой годовщины Espace в 1994 году компания представила Espace F1 — минивэн из углеродного композита, оснащенный двигателем V10 Формулы-1, развивающим 800 лошадиных сил.
Концепт создавался при участии Williams и Matra и развивал 100 км / ч за 2,8 секунды, а 200 км / ч — за 6,9 секунды. Его максимальная скорость составляла 312 км / ч.
Клио — машина рекордов
Renault Clio — самая продаваемая модель Renault в истории и дважды лауреат премии «Автомобиль года» в Европе (в 1991 и 2006 годах). Несомненно, самой запоминающейся его версией останется Renault Clio V6, который до 2006 года оставался самым мощным хэтчбеком в мире.
Первая пятизвездочная машина по тестам безопасности
В июне 2001 года Renault Laguna второго поколения стала первым автомобилем в истории, получившим максимальные пять звезд в тестах безопасности EuroNCAP. Последствия этого достижения были огромными, полностью изменили отношение производителей к безопасности и в конечном итоге привели к тому, что сегодня почти все новые модели получают пять звезд.
Имеет три дочерних предприятия
Расширение Renault за последнюю четверть века превратило ее в глобальную группу. В 1999 году французы купили 99% капитала румынской Dacia, затем приобрели контрольный пакет акций АвтоВАЗа, производителя Lada. Renault также принадлежит корейской компании Samsung Motors. Кроме того, французская компания владеет 43,4% капитала японского гиганта Nissan с правом голоса. У японцев есть 15% акций Renault, но без права голоса.
Renault 4 и 5 вернулись
Две самые успешные и любимые модели компании вернутся в ближайшие годы, но теперь уже в виде электромобилей. Компания Renault уже показала прототип преемника «пятерки», который станет самой доступной электрической моделью марки. Вскоре мы увидим возрожденный Renault 4 — преемника модели, производимой французами за 33 года (с 1961 по 1994 год).
Сообщение 25 фактов о Renault, которые вы почти не слышали появились сначала на АвтоМотив.
Свежие комментарии