Автомобиль мечты вчера и сегодня. Хорошо сохранившийся Fiat 132 первой серии — настоящая редкость, а 132p — почти цветок папоротника. К счастью, даже за автомобиль в идеальном состоянии не придется выложить сумму, эквивалентную стоимости квартиры.

В начале 1973 года Pol-Mot (т.е. внешнеторговое предприятие, занимающееся, среди прочего, продажей польских автомобилей за рубежом) подписал контракт с Fiat на сборку на FSO некоторых автомобилей итальянской компании, предназначенных для внутреннего польского рынка.
В случае с 132 моделью сложно было даже говорить о сборке — в готовый автомобиль, присланный из Италии, устанавливались эмблемы, дворники, аккумулятор и машина была готова к выдаче счастливому покупателю.Сам способ приобретения нового Fiat 132p является прекрасным примером системы, господствовавшей в Польше в 1970-х годах. Оставим в стороне вопрос талонов и пайков и посмотрим на саму покупку: с одной стороны, государство продавало автомобиль только за доллары или другую конвертируемую валюту, с другой — вы могли владеть валютой, но официально не могли ее купить. В банке частные лица могли иметь валютный счет для денег, происхождение которых они могли подтвердить документально.
Власти знали о существовании черного рынка валют и, с одной стороны, официально боролись с ним; с другой стороны, они хотели захватить как можно больше этих денег, поскольку плановая экономика Польской Народной Республики не была самодостаточной и многие товары и сырье закупались на Западе. На практике любой, кто в 1973 году обладал головокружительной суммой в 3000 долларов (эквивалент хорошей квартиры в Варшаве), мог стать владельцем автомобиля Fiat 132p.
Вопреки видимости, таких людей было не так уж мало, и мелких предпринимателей (ремесленников, садовников, мелких производителей), которых тогда презрительно называли «частниками», соблазняло купить 127р, 131р или самый дорогой и эксклюзивный 132р еще одно обстоятельство: автомобили польского производства не входили в их активы.
И это было очень важно, поскольку если стоимость автомобиля превышала 700 000 злотых, налоговый инспектор мог наложить на такого нарушителя так называемую «домиарию», то есть дополнительный налог, практически в любом размере (по решению авторитетного чиновника).Все более состоятельные, чтобы не попадаться на глаза властям, выбирали польский Fiat. И конечно, не пожалели об этом, потому что с точки зрения управляемости 132p является одним из самых комфортабельных седанов своего времени.
С одной стороны, большой ход подвески и мягкие пружины являются отличной компенсацией неровностей и благословением на плохих польских дорогах; с другой стороны, автомобиль заметно кренится в поворотах, что еще больше усиливается мягкими, но совершенно бесформенными сиденьями. В первом поколении не было стабилизаторов ни сзади, ни спереди, которые могли бы немного успокоить эти колебания кузова. Это действительно имело смысл: должно быть удобно? Тогда пусть будет так, и давайте не будем притворяться, что наш автомобиль может бегать по грязи и бить рекорды трассы одновременно.
Журналисты западной автомобильной прессы, тестировавшие 132 более 40 лет назад, немного остановились на этом факте, конечно же, быстро назвав причину своих дилемм — отличные, охотно дающие обороты двигатели, которые делали 132 по-настоящему динамичным автомобилем. Базовый вариант имел под капотом двигатель 1.6 мощностью 98 л.с., а автомобили, «собранные» на FSO, в основном оснащались агрегатами 1.8 мощностью 105 л.с. Кроме объема (у более мощного двигателя поршни имели диаметр 84 мм, а у 1.6 — 80 мм), оба агрегата были практически идентичны.
Итальянцы не могли не отреагировать на критику, тем более что первоначальные показатели продаж оказались ниже ожиданий. К тому же, они сделали это очень быстро, так как так называемая вторая серия «132» была представлена в 1974 году. Помимо стилистических изменений (включая другие задние и боковые стекла и фонари), были изменены характеристики подвески, а также рулевое управление, которое в версии без опционального усилителя руля требовало приложения довольно большого усилия.
Но вернемся к нашему изображенному Fiat, который вышел из FSO еще в 1973 году. Почему на машине нет польских эмблем? Это тоже признак тех времен. Один из предыдущих владельцев заменил их на оригинальные эмблемы Fiat — это было просто более… престижно. Возвращение к оригиналу, конечно, возможно в любое время, тем более что польские эмблемы автомобиля сохранились. Более того, под капотом, на переднем фартуке возле радиатора, находится шильдик, указывающий на то, что автомобиль происходит из FSO.
Много лет назад нынешний владелец — подверг автомобиль тщательному ремонту, как механическому, так и кузовному. Автомобиль был полностью разобран, проверено состояние всех деталей, а то, что нужно было заменено или отремонтировано, разумеется. Очевидно, жестянщик и маляр знали свое дело, потому что, несмотря на прошедшие годы, мы не смогли обнаружить на автомобиле никакой коррозии.
Поскольку купить неповрежденные оригинальные сиденья Fiat было невозможно, было решено сшить для автомобиля кожаную обивку. Посадка в Fiat 132, пахнущий натуральной кожей, еще больше усиливает ощущение роскоши, которая в 1973 году означала, помимо всего прочего, 105-сильный двигатель под капотом и… Отделка приборной панели под дерево.
Fiat 132 — плюсы и минусы
Комфортабельный, просторный, с хорошей производительностью, и даже красивые детали не стоят целое состояние — чего еще можно желать от классического автомобиля старше 40 лет? Если в комплектацию входит гидроусилитель руля, на Fiat 132 можно ездить каждый день. Кроме того, автомобили, которые использовались в Польше в 1970-х и 1980-х годах, в основном вымерли, так как антикоррозийная защита не была сильной стороной Фиатов этого периода.
И как только кузов подвергался коррозии, всегда находились желающие купить силовые агрегаты (особенно двигатели 1.8 и 2.0), которые «доживали свой век» в Fiat 125p и Polonez. Двигатели Fiat DOHC очень долговечны — в отличие от двигателя OHV от 125p, коленчатый вал имеет пять подшипников. Однако это не означает, что они служат вечно — неправильная или слишком редкая замена масла приводит к износу кулачков распределительных валов.
Свежие комментарии