В 1979 году у MG возникли очень серьезные проблемы. Любимый бренд Джеймса Бонда, Aston Martin, был заинтересован в том, чтобы поглотить обанкротившуюся компанию. Люди Aston хотели вывести на рынок дешевую модель начального уровня с помощью MG. Сегодня об этой инициативе напоминает только сохранившийся прототип.

Первое впечатление обманчиво: когда Райнхард Хипель выводит свой родстер на улицу, все, кто хоть немного разбирается, говорят: да, это МГБ. Но при ближайшем рассмотрении машина вызывает некоторые сомнения-что-то тут не так…Форма кузова немного отличается от оригинала, а лобовое стекло явно выше обычного. Есть также детали спереди и сзади, которых никогда не было у родстера MGB. Плюс: горловина топливного бака сзади справа, а на этой модели такого никогда не было, да и поменять ее не так-то просто.
Хипель неоднократно отвечал на вопросы о том, что не так с его машиной. На заправочных станциях к нему регулярно обращаются удивленные водители, которые интересуются историей автомобиля. В какой-то момент Хипелю это надоело, и он написал слово «Aston Martin MGB Prototype» на переднем крыле. Это помогло лишь частично, потому что подобная информация вызывает дополнительные вопросы: какое отношение этот МГБ имеет к Aston Martin? Это чувствуется во время вождения?

Aston Martin для народа: более дешевый автомобиль открывает новые перспективы
Чтобы ответить на первый, мы должны вернуться в 1979 год — время, когда у MG и материнской компании British Leyland дела шли плохо. Тогда ответ на второй вопрос будет практически излишним.
Тяжелые времена для британской автомобильной промышленности в конце 1970-х не были уникальными. Уже в 1950-х у местных производителей начались проблемы, и такие компании, как Wolseley и Riley, исчезли с рынка. Попытка спасти автомобильные компании путем объединения их под маркой British Leyland также не принесла ожидаемого результата и была окончательно завершена в 1975 году.Но в 1979 году все стало еще хуже. Консервативные тори во главе с Маргарет Тэтчер пришли к власти в мае и почти сразу предложили неолиберальную экономическую политику. Национализированные и дефицитные автомобильные концерны лишились «хребта» и столкнулись с необходимостью введения крупных сбережений. Были планы закрыть многие заводы и сократить 25 000 рабочих мест.

В понедельник, 10 сентября, было принято решение: завод MG в Абингдоне будет закрыт. Эта дата известна среди любителей бренда как «черный понедельник». Но не только у поклонников MG эта новость вызвала возмущение. Среди всех брендов, связанных с British Leyland, MG понравился, пожалуй, больше всего. Кроме того, он был одним из немногих в группе, приносивших прибыль, по крайней мере, на бумаге. Однако у руководства группы был другой расчет: каждый проданный в США MGB был убытком в размере 900 фунтов стерлингов (или около 1800 долларов США). А для Минэкономики этот рынок был решающим, потому что за границу продавалось до 80 процентов. производство. Кроме того, экономическая политика тори вылилась в укрепление фунта стерлингов по отношению к доллару – товары, экспортируемые в США, должны были либо постоянно дорожать на месте, либо доходы экспортеров падали.
Aston Martin для людей: банкротство MG может стать возможностью для бизнеса
Угроза банкротства заводов Минэкономики вызвала массу попыток спасти предприятие. Даже политики из нижней палаты британского парламента объединились для реализации плана восстановления. Джон Торнли, генеральный директор завода в Абингдоне, обратился за помощью ко всем дилерам MG в США. Американцы даже хотели создать консорциум для финансирования дальнейшего производства. К сожалению, все усилия не увенчались успехом.

Все это время за развитием ситуации из своего офиса в Ньюпорт-Пагнелле наблюдал президент правления Aston Martin Алан Кертис. Идея создания консорциума не была для него новой. Более 4 лет назад Aston таким образом был спасен от банкротства, а Кертис был одной из важнейших фигур в этом начинании. Но в 1979 году производитель покинул спокойные воды и взял курс на новый кризис. Поэтому Кертис искал возможность расширить бизнес Aston Martin. Его идея заключалась в том, чтобы расширить линейку моделей того времени более дешевым спортивным автомобилем. МГБ казался идеальным транспортным средством.
Aston Martin for the People: сделка на 30 миллионов фунтов стерлингов
Менее чем через 4 недели после «черного понедельника» Кертис схватил телефон и рассказал о своей идее Питеру Спрэгу, который ранее также участвовал в спасении Aston. Сразу же после этого разговора оба джентльмена стали искать финансовую поддержку своих идей. Через два дня, 16 октября, все члены-основатели консорциума собрались в отеле Grosvenor House в Лондоне — они хотели купить завод в Абингдоне, плюс права MGB и бренд MG, чтобы можно было возобновить производство.
«30-миллионный план помощи MG» — таков был заголовок статьи в британской Daily Mail, напечатанной на следующий день после встречи в Лондоне. Эта новость дала надежду пострадавшей от кризиса британской автомобильной промышленности. Только материнская компания British Leyland поначалу сопротивлялась. Переговоры длились месяцами. Правление концерна казалось даже несколько разочарованным предложениями консорциума, но другого выхода не было. В марте 1980 года компания British Leyland присоединилась к Aston Martin. Обе стороны договорились о сделке на сумму 30 миллионов фунтов стерлингов (тогда около 60 миллионов долларов), которая включала, среди прочего, Предприятие в Абингдоне и права на бренд MG (по всему миру).

Кертис был полон надежд, но в интервью прессе в апреле 1980 года он сказал, что, если из этого бизнеса не будет денег, его компания просто откажется от него. Кроме того, финансирование консорциума также не было радужным – многие инвесторы отказались от участия из-за риска, который, по их мнению, был слишком высок. British Leyland настаивала на скорейшей сделке, а Кертис попросил время — и на то была веская причина. Aston Martin тайно работал над концепт-каром на базе MGB.
Aston Martin для народа: покажи, на что ты способен!
Изначально машина должна была быть внешне неизменна, но к сентябрю 1982 года под капотом должен был появиться новый двигатель. Позже Aston решился на фейслифтинг MGB, и с февраля 1984 года автомобиль должен был быть заменен на новую модель. Но слова на бумаге были не такими уж убедительными. Консорциуму нужно было что-то большее, что-то осязаемое, чтобы повысить интерес инвесторов. Кертис обратился к дизайнеру Aston Martin Уильяму Таунсу, который ранее играл первую скрипку в проектах Lagonda и Bulldog. Таунс за очень короткое время сделал два эскиза возможного фейслифтинга — так был создан план Aston Martin MGB Prototype.
Здесь также начинается история нашего экземпляра. Примерно в середине июня 1980 года инженер Aston Кит Мартин стоял перед красно-коричневым родстером MGB. Руководство компании поручило ему переделать машину по эскизам Таунса. Срок: 6 дней. С помощью небольшой команды Мартин приступил к работе, чтобы максимально точно воспроизвести проект. Однако из-за времени пришлось идти на компромиссы — изменить интерьер в такой короткий срок было невозможно — в итоге команда установила только спортивные сиденья Tickford. Ветровое стекло было заменено на более высокое из закрытого GT, но затем брезентовая крыша больше не подходила, поэтому команда быстро сделала новое с самодельными дугами безопасности.

Задняя часть получила изначально бесполезную бленду (форма которой имела стилизацию, обеспечиваемую фейслифтингом), но сквозь нее исчезла горловина топливного бака. У людей Мартина не было времени подумать об этом. Так как сроки неумолимо приближались, было изменено еще несколько деталей (например, добавлены белые диски Wolfrace) и автомобиль был окрашен в серебристо-песочный металлик. С технической точки зрения ничего не изменилось — ни в двигателе, ни в ходовой части, ни в тормозах. Эти модификации должны были появиться позже. Прототип тоже был не очень готов к вождению — ведь у него отсутствовал заливной горловины.
Aston Martin для народа: прототип готов, денег нет
На следующий день после крайнего срока Мартин выкатил машину из зала Aston Martin в Ньюпорт-Пагнелле. В этот момент ни инженер, ни кто-либо из его команды еще не знали, что вся их тяжелая работа была потрачена впустую. Прототип стал никому не нужен. В кабинет Кертиса ужасные новости приходили одна за другой. Все больше и больше инвесторов стали выходить из консорциума. Вскоре выяснилось, что больше половины из оговоренных 30 миллионов фунтов стерлингов пропало — в основном снялись британские и американские бизнесмены.
Через несколько дней после того, как прототип был завершен, British Leyland объявила об окончательном закрытии завода в Абингдоне, и контракт был расторгнут. В конце октября 1980 года с конвейера в Абингдоне сошла последняя машина MGB. Кертис присоединился к Lotus в феврале 1981 года. Уже под новым руководством Aston Martin в том же году представила прототип автомобиля. Позже автомобиль исчез в одном из цехов компании, пока не был продан в 1984 году. Новый владелец установил заливную горловину с правой стороны автомобиля — с этого момента автомобиль-прототип был пригоден для нормальной эксплуатации. Но его владелец не слишком много на нем ездил — когда машина отправилась в Германию в начале 2019 года, на одометре у нее было всего 6 915 миль.
Свежие комментарии