Помимо классических легковых и грузовых автомобилей, в послевоенной Польше было построено множество специализированных машин.
После Второй мировой войны разрушенная польская экономика остро нуждалась в транспортных средствах, особенно для непосредственного восстановления коммерческих автомобилей.Уже в 1948 году в Стараховицах началось производство грузовика Star-20.Три года спустя, в 1951 году, в Люблине началась сборка лицензионного ГАЗ 51.В 1960 году Ельчанский завод самоходной техники начал производство грузовика грузоподъемностью 8 тонн под названием «Żubr A-80».(позже Jelcz 300 series).Заводы в Люблине и Ельче также производили специальные кузова и специализированные кузова, построенные на шасси их автомобилей, а в случае Ельча-также на шасси различных грузовиков (даже российского производства).Nysa также производила автомобили со специализированными кузовами, например, изотермические, а FSO в Варшаве производила в основном санитарные автомобили.
Стоит отметить, однако, что в Польше существовало множество небольших заводов со строго определенным, специализированным объемом производства, например, по изготовлению коммунальных автомобилей и для выполнения различных работ.Производство кузовов и автомобилей такого типа было польской специализацией в течение многих лет!
Сппециализированные транспортные средства
В зависимости от типа и использования кузова различают грузовые автомобили специального назначения и грузовые автомобили для специальных целей.Первые, в отличие от грузовиков общего назначения с открытым верхом или шторным бортом, используются для перевозки конкретных видов грузов.
Перевозка специфических грузов (например, продуктов питания или жидкостей) в многоцелевых транспортных средствах не всегда возможна, а во многих случаях-по соображениям безопасности-запрещена.Первые попытки производства специализированных грузовиков были предприняты в Польше еще в 1950 году, когда началась работа над саморазгружающимся автомобилем, или просто самосвалом, который получил название «Star-W14».Его серийное производство началось три года спустя.Стараховице поставили шасси Star-20 с кабиной, а железнодорожный ремонтный завод в Олаве под Вроцлавом изготовил и собрал металлическую грузовую платформу и гидравлический механизм опрокидывания.
В большинстве случаев специальные автомобили не перевозят грузы и тем более пассажиров-перевозимые люди-это так называемые рабочие бригады или персонал, обслуживающий оборудование на автомобиле.Однако эти автомобили оборудованы для выполнения различных специализированных работ и технических функций или оказания услуг.В группу специальных автомобилей входят, в частности: пожарные машины, машины скорой помощи, измерительные и исследовательские лаборатории, машины для уборки улиц, краны, машины для ремонта электротяги, передвижные кинотеатры, передвижные ремонтные мастерские или, наконец, передвижные торговые точки.
Производители кузовов транспортных средств
Мы уже знаем разницу между автомобилями специального назначения и специальными автомобилями.Кузова для обеих групп автомобилей производились на заводах, подчиненных Объединенной автомобильной промышленности.Начало было явно скромным.В 1952 году насчитывалось около 200 таких автомобилей.Но год спустя-уже в два раза больше.Рекорд был установлен в 1959 году, когда с заводов сошло 13,3 тыс.автомобилей этого типа.В последующие годы, до конца 1960-х годов, их число колебалось около 2 тысяч в год.Однако разнообразие кузовов, выпускаемых для специальных и специализированных автомобилей, даже только до 1970 года, было поистине впечатляющим.
Я лишь упомяну некоторых производителей:
- Zakłady Naprawcze Taboru Kolejowego w Oławie koło Wrocławia wytwarzały samochody samowyładowcze i do wywozu nieczystości stałych;
- Zakłady Budowy Nadwozi Samochodowych w Kożuchowie: furgony do przewozu mebli, do przewozu odzieży, pieczywa, izotermiczne do
Завод по ремонту железнодорожного оборудования в Олаве под Вроцлавом производил саморазгружающиеся автомобили и автомобили для сбора твердых отходов;Завод по производству кузовов в Кожухове: фургоны для перевозки мебели, одежды, хлеба, изотермические фургоны для перевозки мяса;Панствове Заклады Лотниче в Мелеце и Саноцка Фабрика Вагонов в Саноке и Ельчаньске Заклады Самоходов в Ельче: пожарные машины;Глоговская Фабрика Машин Будовланыч FAMABA в Глогуве, Бельские Заводы Урзондзенской Техники в Бельско-Бяла и Фабрика Урзондзенской Техники в Острувек-Венгровски: автокраны;Транспортный комбинат мясной промышленности в Бытоме и рабочий кооператив «Самохуд» в Познани: рефрижераторные фургоны;Завод химического оборудования METALCHEM в Кросно и завод строительного оборудования в Кошалине: многоцелевые автоцистерны;Варшавское предприятие «Машины Будовланыча» «Варыньски» в Варшаве: универсальные экскаваторы на шасси Star-660.
С годами менялись производители кузовов, формирующих специализированные и специальные автомобили.Появились новые, а существующие заводы, принадлежащие Zjednoczenie Przemysłu Motoryzacyjnego, расширили свой производственный профиль новыми автомобилями, например, Autosan в Саноке выпускал технический фургон скорой помощи, а Ельч-передвижную ремонтную мастерскую.
К числу специализированных производителей кузовов относятся… Осинский железорудный рудник в Осинах под Ченстоховой.Она собирала кузова для пассажирского транспорта, так называемые «осинобусы», на шасси автомобилей в Стараховицах в большом количестве, например, в 1974 году было выпущено около 1,5 тысяч.Это объясняется тем, что ряд компаний заинтересовались этими автомобилями, которые использовались для перевозки сотрудников.
Наибольшее производство разновидностей специализированных и специальных автомобилей в рассматриваемый период осуществлялось двумя заводами: Завод специализированных автомобилей в Кельце и Wytwórnia Urządzeń Komunalnych в Лодзи.Поэтому мы рассмотрим их подробнее.
Завод специализированных автомобилей
Среди польских производителей специализированных и специальных кузовов для автомобилей, завод специализированных автомобилей Polmo-SHL в Кельце имел самые большие производственные традиции, восходящие к концу 19 века.В 1899 году Людвик Штарке основал акционерное общество, которое производило горшки, чугунные трубы и легкую сельскохозяйственную технику (например, кормоуборочные комбайны).
Со временем компания превратилась в Fabryka Odlewów Żeliwnych (Чугунолитейный завод), а позже завод в Кельце получил название Huta «Ludwików».-Акционерное общество.В 1930-х годах она производила, помимо прочего, мотоциклы, известные и после войны под названием SHL.Они выпускались до 1970 года, а затем профиль производства был изменен на специализированные кузова.Завод стал крупнейшим в Польше производителем самосвалов и автомобилей для перевозки жидкого топлива.
Стоит отметить, что популярные в то время стиральные машины SHL Frania также поставлялись из Кельце (до 1971 года их было выпущено около 3 миллионов экземпляров!).Завод специализировался на производстве штампованных деталей.В 1974 году он был переименован в «Завод автомобильных кузовов ПОЛМО-ШЛ», а затем: «Завод специализированных автомобилей».Так называемый производственный ассортимент, т.е.разновидности специализированных автомобильных кузовов, был велик.Выпускались автомобили с самосвальными прицепами грузоподъемностью от 4 500 до 18 000 кг, с односторонним и трехсторонним опрокидыванием, и автоцистерны для жидкого топлива с баками емкостью от 3,5 до 25 м3-те, что имели наибольшую вместимость, устанавливались на прицепы, агрегатируемые с тягачами различных марок, в том числе иностранными.
В Кельце STF, похоже, стремилась соответствовать грядущим социальным и политическим изменениям, и в 1988-90 годах штамповочный цех был модернизирован и оснащен новыми станками с числовым программным управлением.STF стала крупнейшим производителем пресс-инструмента в восточной части Европы.Однако в связи с политическими и экономическими изменениями компания была реструктурирована-были созданы независимые компании с иностранным капиталом.
Коммунальные автомобили WUKO
После Второй мировой войны в Польше произошла быстрая индустриализация, то есть экономическое развитие страны в промышленном направлении-говорили даже о социалистической индустриализации, которая осуществлялась с помощью национализированных средств производства, то есть при доминирующей роли государства.Развитие промышленности стало причиной усиленной миграции в города, которые начали динамично расти.
Поскольку населенные городские центры стали «производить» огромное количество отходов, работу по уборке пришлось механизировать.Автомобиль для сбора и транспортировки отходов стал играть ключевую роль.Кроме того, в крупных городских районах возникла потребность во вспомогательных уборочных машинах, таких как поливомоечные и подметальные машины.Муниципальные автомобили строились на шасси грузовиков или даже фургонов.Их кузова имели (и продолжают иметь) специальную конструкцию, а привод специализированного оборудования осуществляется либо от двигателя автомобиля, либо от дополнительно установленного двигателя внутреннего сгорания.
Муниципальный автотранспорт можно разделить на несколько групп: для уборки улиц, для вывоза твердых и жидких отходов, для обслуживания канализационных и тяговых сетей.В Польше производились автомобили, принадлежащие к каждой из этих групп.Этим занималась компания «Wytwórnia Urządzeń Komunalnych WUKO S.A.w Łodzi», которая была образована из ранее действовавших предприятий.
В 1958 году производственный завод в Вшове был включен в состав компании WUKO в Лодзи, а затем и в состав заводов во Вроцлаве и Бжеге.Завод в Фуджу играл ведущую роль-именно здесь был разработан и изготовлен широкий спектр оборудования: для подметания улиц, площадей и тротуаров, для сбора твердых и жидких отходов (ассенизационные машины), подметальные машины, пескоразбрасыватели, снегоочистители, для очистки и дезинфекции мусорных контейнеров, водостоков и городских канализаций, а также для очистки стрелочных переводов и трамвайных рельсов.
Также были построены различные другие транспортные средства, например, для перевозки газовых баллонов, технические машины скорой помощи, оборудование для строительства, обслуживания и эксплуатации воздушной линии.Wytwórnia Urządzeń Komunalnych WUKO в Лодзи оставалась государственным предприятием на протяжении всего периода политических преобразований-до 1999 года-и через несколько лет перешла в частные руки.Сегодня производственный ассортимент WUKO ничуть не меньше, чем, например, в 1980-х годах.
Свежие комментарии