35 лет назад была создана самая популярная в мире модель Fiat-Uno.За это время с конвейеров в разных частях света сошло 8,5 миллионов единиц этого автомобиля
За почти 20 лет производства Fiat Uno заслужил уважение профессионалов и пришелся по душе миллионам покупателей.Его появлению предшествовало множество анонсов в СМИ-периодически в итальянской прессе, а затем и в других странах появлялась информация, дополненная фотографиями прототипов, о новом популярном автомобиле, подготовленном компанией Fiat.
Была создана атмосфера предвкушения, которая, надо сказать, подействовала на потенциальных покупателей.Просочилась информация, что автомобиль будет построен в сотрудничестве с Peugeot, и в середине 1981 года уважаемый итальянский ежемесячник «Quattroruote» опубликовал фотографию еще закамуфлированного автомобиля.Ему также было дано имя: Уно.Только в конце 1982 года была показана фотография без камуфляжа.Из названия «Uno» следовало, что это будет первый автомобиль, как заявили в Fiat, с «новой философией дизайна».Судя по фотографии, он занял место между моделями Fiat 127 и Ritmo.Вскоре выяснилось, что двигатели Uno были взяты от этих моделей, поскольку сотрудничество с Peugeot не состоялось-ни в отношении всего автомобиля, ни даже самих приводов.
Двигатели 127 и Ritmo имели головки из легкого сплава и чугунные блоки цилиндров.В головке располагался распределительный вал, который через зубчатый ремень получал привод от коленчатого вала (установленного на пяти подшипниках).Это было современное решение для того времени, но не оно заслуживало большего внимания.Более интересным был способ передачи: от двигателя крутящий момент передавался через однодисковое сцепление на коробку передач, установленную с левой стороны по оси коленчатого вала.
В общем корпусе с коробкой находилась главная коробка передач с дифференциалом.Карданные валы были неодинаковой длины (правый был длиннее), и именно они направляли крутящий момент на передние колеса.Вся трансмиссия Uno, разумеется, была расположена спереди поперечно.
Решение с неравными по длине полувалами впервые было использовано в модели Autobianchi Primula 1964 года (три года спустя компания была поглощена Fiat).Благодаря своим многочисленным преимуществам он был впоследствии широко скопирован другими производителями.Благодаря этому весь силовой агрегат занимает мало места в кузове, он также может быть установлен низко (коробка передач находится рядом с двигателем, а не под ним), что снижает центр тяжести автомобиля.Еще одним преимуществом является возможность установки низкого капота, что способствует более аэродинамичной форме кузова.
Кузов Fiat Uno был разработан Centro Stile Fiat, но его дизайн был выполнен специализированной компанией Ital Design-он вышел из-под руки великого дизайнера Джорджетто Джуджаро, который ранее разработал множество кузовов для таких известных марок автомобилей, как VW Passat, Scirocco и Golf, Maserati Ghibli, Lancia Delta и Fiat Panda (неоднократно Джуджаро говорил, что больше всего он гордится дизайном маленького Fiat).Во время многочисленных испытаний в аэродинамической трубе большое внимание уделялось тому, чтобы сделать кузов как можно более обтекаемым.
Были получены различные результаты в зависимости от введения или вычитания внешних акцентов кузова, а также от воздушного потока под шасси.Полученный результат-определяемый коэффициентом сопротивления Cx-0,34-0,35 был признан удовлетворительным.По сравнению с Fiat 127 (Cx 0,45) и Ritmo (Cx 0,44), это было огромным улучшением.
Кузов имел очень хорошие пропорции и выглядел чрезвычайно современно по сравнению с другими автомобилями того времени.Несмотря на то, что прошло много лет, силуэт Uno не постарел.Стоит также отметить, что Джуджаро ввел символ Fiat в виде четырех диагонально расположенных планок на радиаторной решетке.
Джорджетто Джуджаро хотел создать как можно больше пространства в салоне.В передней части салона это сработало великолепно-два человека могли удобно расположиться на сиденьях, которые в то время считались хорошо спроектированными.Заднее сиденье было рассчитано на трех человек, но комфортно могли разместиться двое (по данным производителя, ширина салона на высоте задних подлокотников составляла 1315 мм, что недостаточно для трех человек).Интересно также отметить, что центр Uno был на 50 мм выше, чем салон Panda I, который визуально и по габаритам имел большую общую высоту.Это было связано с более низким полом Uno и другой подвеской колес, чем у Panda I.
Uno охотно сравнивали с Fiat 127, который он должен был заменить, но некоторое время эти два автомобиля выпускались параллельно.Пример модели 127 подчеркивает современный дизайн Uno.В Fiat 127 запасное колесо находилось в моторном отсеке, а топливный бак-в багажнике, с левой стороны у заднего брызговика.На модели Uno запасное колесо располагалось под полом багажника (в ребристой части настила), а топливный бак (42 л)-в безопасном для падения месте под задним сиденьем.Несмотря на то, что топливный бак был на 12 литров больше, чем на Fiat 127, его все равно удалось туда поместить благодаря плоской форме и компактной конструкции подвески задних колес.
Объем багажника Uno составляет около 230 литров, так что он не очень большой, но доступ к нему был легким.Небольшой объем багажника объясняется архитектурой кузова, заканчивающегося почти вертикальной задней дверью.Еще больше вещей можно перевозить при сложенном заднем сиденье, увеличив объем багажника до 970 литров.
В вышеупомянутом дизайнерском виде автомобиль был официально представлен 20 января 1983 года, причем на специально выбранном месте: в американском Космическом центре имени Дж.Ф.Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде.Идея заключалась в том, чтобы произвести правильное впечатление на журналистов, поскольку автомобиль вовсе не предназначался для американской публики.
Серийное производство автомобиля было запущено в апреле 1983 года.Он производился на двух заводах Fiat: Mirafiori и Rivalta.Производственная мощность достигала 2300 автомобилей в день.Для производства был установлен современный автоматизированный станочный парк.Этого требовала конструкция автомобиля, например, кузов Uno состоял из 177 элементов, соединенных в 2700 точках.Для сравнения: кузов автомобиля Fiat 127 был построен из 270 элементов, соединенных в 4270 точках.
К сожалению, несмотря на современную конструкцию и значительное уменьшение количества точек сварки, корпус Uno быстро ржавел.В публикациях экспертов указаны участки кузова, которые необходимо периодически защищать от коррозии, чтобы автомобиль как можно дольше оставался в надлежащем состоянии.В этом отношении Uno напоминал автомобили нашего отечественного производства, которые после выхода с завода все еще нуждались в дополнительной антикоррозийной защите.Если владелец не сделал этого (разумеется, в авторизованной заводом мастерской!), он потерял гарантию на перфорацию кузова автомобиля…
Fiat Uno был по достоинству оценен как профессионалами, так и потребителями.Он победил в престижном конкурсе на лучший европейский автомобиль «Автомобиль года 1984», и в течение дюжины с лишним лет с итальянских заводов сошло рекордное количество-6 миллионов единиц.В 1995 году он завершил свое производство в Италии.
В 1989 году Uno был модернизирован.Помимо прочего, был изменен внешний облик кузова (особенно передняя часть) и интерьер-например, появилась новая приборная панель.Менялась линейка используемых агрегатов, например, использовались новые двигатели семейства FIRE (Fully Integrated Robotized Engine-изготовленный с использованием специальной, полностью роботизированной технологии сборки), начало которым положил двигатель объемом 999 см3 1985 года.
К удовлетворению водителей, любивших динамичную езду, в 1985 году в производство поступил Uno Turbo с агрегатом 1.3 (от 99 до 105 л.с.).В 1991 году двигатель с наддувом имел объем 1,4 литра и мощность 112 л.с.Автомобиль развивал максимальную скорость 200 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 8,3 секунды.Сегодня варианты Turbo являются наиболее ценными и востребованными версиями Uno среди любителей классических автомобилей.
Uno после модернизации 1989 года (так называемое второе поколение) производился с 1994 года в Силезском заводском комплексе, тогда уже принадлежавшем Fiat-до 2000 года в Бельско-Бяла, а затем в Тыхы.Производство было прекращено в 2002 году.Всего в этих двух польских городах было произведено 173 416 автомобилей Uno, в том числе 144 826 в Бельско-Бяла.Там же (в 1997 году) был установлен годовой рекорд производства-30 316 единиц.Этот год ознаменовался небольшой модернизацией Uno, получившей название «Maquillage», и появлением 3-дверного варианта кузова этого автомобиля.Следует добавить, что Uno выпускался также в версии Van с грузовым отсеком объемом 1,2 м3 и грузоподъемностью 505 кг.
Помимо Италии и Польши, модель Uno производилась в: Бразилия, Аргентина, Южная Африка и Турция.Когда производство Uno закончилось в Тихи, было подсчитано, что во всем мире было выпущено 8,5 миллионов этих автомобилей, что дает ему честь быть самой популярной моделью Fiat в мире.К сожалению, маловероятно, что этот рекорд может быть побит каким-либо другим автомобилем этого производителя.
Свежие комментарии