На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АвтоМотив

19 подписчиков

Свежие комментарии

Польский Fiat 125p против Fiat 125 Special

Był lepszy, bo... był gorszy - Polski Fiat 125p kontra Fiat 125 Special

Невозможно отрицать, что польский Fiat 125p родился в муках. Конечно, решение о покупке лицензии было непростым для команды Владислава Гомулки, находившейся в то время у власти, но товарища Веслава (члена первичной партийной организации ФСО и слесаря по профессии) приперли к стенке. С самого начала Warszawa была технически отсталым автомобилем, и, что более важно, очень дорогим и трудоемким в производстве.

Кроме того, объем производства даже не приблизился к намеченному — вместо запланированных 25 000 в год, в рекордном 1968 году с завода сошло 17 780 единиц. Хотя у нас были очень талантливые инженеры, которые создавали действительно интересные и достойные с технической точки зрения автомобили (Syreny Sport и 110, Warszawa 210), но создание ходовых прототипов — это одно, а внедрение автомобиля в производство — другое.

Był lepszy, bo... był gorszy - Polski Fiat 125p kontra Fiat 125 Special

Гомулка считал, что индивидуальная автомобилизация на данном этапе развития польской экономики была лишней. Однако даже ему требовались легковые автомобили для государственных учреждений, рабочих мест и многочисленных служб. Было осознано, что разработка автомобиля и технологии его производства потребует много времени и денег. В связи с необходимостью быстрого продвижения было решено купить лицензию, которая также гарантировала бы большую производственную поддержку.

В то время ни у кого не было стремления сделать новый автомобиль как можно более современным. В конце концов, если планка была установлена Варшавой, то не так уж много нужно, чтобы ее перепрыгнуть… В декабре 1965 года было подписано соглашение о намерениях с компанией Fiat. Почему именно с Италией? Люди часто говорят о традициях, о плодотворном сотрудничестве с итальянцами еще до войны и так далее. Возможно, это было не лишено значения (соглашение было подписано от имени итальянской стороны Армандо Фиорелли, который до войны организовал производство Fiat в Польше!), но давайте не будем забывать, что в 1966 году Fiat начал строить автомобильный завод в Тольятти, городе, который до 1964 года назывался Ставрополь.

Był lepszy, bo... był gorszy - Polski Fiat 125p kontra Fiat 125 Special

Почему русские изменили его название? Пальмиро Тольятти был итальянским коммунистом, который до своей смерти в 1964 году поддерживал идею строительства завода Fiat в России и был связующим звеном между российским правительством и итальянской компанией. Подведем итоги: хотя польские Fiat в конечном итоге начали сходить с конвейера FSO раньше, чем Lada на базе Fiat 124 в Тольятти, именно русские провели переговоры с итальянцами раньше, чем поляки, и именно они дали политический зеленый свет для заключения сделки с западной компанией и покупки лицензии. Сделка 1965 года гарантировала, что производство устаревших моделей 1300/1500 будет перенесено (они были сняты с производства в 1967 году).

Здзислав Подбельский, автор, в частности, культовых публикаций 1980-х годов «Pojazdy Republiki Federalnej Niemiec» («Автомобили Федеративной Республики Германии») или «Pojazdy włoskie» («Итальянские автомобили»), в своей книге 2009 года «Polski Fiat 125p/FSO 125p» утверждает, что изменение контракта с Италией, заключавшееся в получении гораздо более современного кузова для лицензионного автомобиля, произошло якобы после возражений технического персонала FSO. Возможно, так оно и было, но современный кузов Fiat 125 также пришелся по вкусу партийной знати.

Z zewnątrz wersja S różniła się od zwykłego  włoskiego 125 z 1967 r. większymi wlotami na tylnym słupku i chromowanymi listwami przy nadkolach

Внешне версия S отличалась от обычной модели Italian 125 1967 года увеличенными воздухозаборниками на задней стойке и хромированной отделкой колесных арок.

Легко представить себе волну критики, если бы в 1967 году Zeran начал выпускать модель, снятую с производства на Западе. Кроме того, мы не знаем, что польская сторона обещала итальянцам, но, предположительно, кузов машины был передан бесплатно… Как только началось производство польского гибрида, начались дискуссии о том, почему не выбрали итальянский оригинал.

Był lepszy, bo... był gorszy - Polski Fiat 125p kontra Fiat 125 Special

Польша не могла себе этого позволить. Однако следует задать вопрос, будет ли Fiat вообще заинтересован в таком решении. На 125-ю модель возлагались большие надежды. Он должен был стать чем-то вроде моста между 1500 и суперсовременным 132, работы над которым велись с 1965 года и, надо сказать, затянулись. Решились бы итальянцы выпустить такую модель, чтобы ее производил завод в Восточной Европе, имеющий мало общего с современностью?

При адаптации кузова к Fiat 125p было изменено несколько внешних деталей. От хромированных полосок на уровне дверных ручек отказались. Двойные квадратные фары заменили на круглые, упростили решетку радиатора, которая в польском автомобиле была выполнена (и очень хорошо!) из нержавеющей стали.

Tylny pas i światła to jedne z niewielu elementów identycznych w wersjach polskiej i włoskiej. Nawet tylna klapa, choć mogłaby być współzamienna, jest inna (włoska ma niewielki garb przez środek)

Задняя линия пояса и фонари — одни из немногих элементов, идентичных в польской и итальянской версиях. Даже задние двери, хотя они могут быть взаимозаменяемыми, отличаются (итальянская имеет небольшой горб посередине).

В интерьере различий гораздо больше. В случае с итальянским автомобилем он, мягко говоря, гораздо приятнее в использовании. С первого взгляда можно заметить больше внимания к деталям. Приборная панель напоминает таковую у Fiat 124, только воздухозаборники в салоне расположены по-другому. Двое круглых шкал, включая тахометр, читаются гораздо легче, чем полосатый манометр от Fiat 125p (так называемый термометр). Тахометр был дополнительной опцией. Интересно, что его приобретение было условием, если клиент также хотел приобрести прерывистые стеклоочистители. Такое удобство было не просто чем-то, ведь Fiat 125 стал первым в истории автомобилем с таким очевидным оборудованием.

Był lepszy, bo... był gorszy - Polski Fiat 125p kontra Fiat 125 Special

И, конечно, рычаг кпп в полу — польскому Fiat пришлось ждать такого решения до 1971 г. Мы ничего не имеем против рычага на руле, и он нам даже очень нравятся, но сам механизм был немного сложнее и, следовательно, подвержен более частым отказам. Fiat 125 имел 4-ступенчатую коробку передач.

Самое главное отличие между моделями 125 и 125p, конечно же, касалось двигателя. Автомобиль Żerań оснащался двигателем Fiat 1300/1500 (более мощные двигатели не устанавливались до середины 1969 года). Эти установки считались вполне успешными и беспроблемными. Первые годы производства 125p убедительно доказали это. Если регулярно менять масло в этих непростых для любого автомобиля условиях, то можно было наслаждаться безаварийной ездой.

Był lepszy, bo... był gorszy - Polski Fiat 125p kontra Fiat 125 Special

Польский двигатель Fiat был доработан плановой экономикой Польской Народной Республики. Важным было выполнение обязательств, поэтому никто не слишком беспокоился о качестве деталей, выходящих с завода, отсюда и проблемы многих владельцев больших Fiat более позднего периода производства. Но мог ли двигатель 1.6 лучше противостоять таким небрежным методам производства?

С одной стороны, вал, опирающийся на 5 подшипников, и два верхних распредвала с ременным приводом звучат современно, но с другой стороны, факт, что двигатель в таком виде не был перенесен на другие Fiats. В моделях 132, 131 или Argenta по неизвестным причинам решили использовать аналогичный двигатель, но с другим ходом поршня и диаметром поршня. Так может быть, что-то было не так с этим устройством?

W 125p można było wyłączyć podświetlanie  zegarów, a wśród kontrolek była też   sygnalizacja zaciągniętego „ręcznego”

На модели 125p можно было отключить подсветку приборов, а среди индикаторов была также индикация «ручного» включения

Кроме кузова, от Fiat 125 к 125p перешло кое-что еще — современная тормозная система с дисками сзади и спереди и усилитель руля (у моделей 1300/1500 не было сервопривода, а на задней оси стояли барабаны). Именно поэтому на задних стеклах Fiats от FSO появилась наклейка, предупреждающая пользователей других, более старых автомобилей о необходимости быть начеку. Владельцы Fiat узнали о проблемах с эффективностью вспомогательного тормоза, который, к сожалению, осуществляется тормозным суппортом, а не так называемым дисковым барабаном, только спустя некоторое время. Метод, позволяющий заставить его работать как можно дольше, был… частое использование «ручного», чтобы у механизма не было шансов испачкаться или заржаветь.

Что касается самого вождения, то оба автомобиля ездят практически одинаково. Использование дополнительных стабилизаторов поперечной устойчивости на задней оси немного улучшает управляемость «итальянца», но это не существенные отличия. Конечно, речь идет не о характеристиках двигателей, ведь даже звук их работы кардинально отличается.

Наша тестовая «эска» с ее 100-сильным двигателем отлично справлялась с дорогой. Его изображенный на фото компаньон — 125p 1300 — немного запыхался при разгоне, а максимальная скорость была значительно ниже. При езде по городу различия исчезают (возможно, кроме большей громкости автомобиля FSO). Польский Fiat 125p, хотя и был создан путем объединения технологий более старой модели с кузовом более новой, в начале производства был очень достойным автомобилем.

Skóropodobno-materiałowa tapicerka to także przywilej Speciala – włoskie Fiaty 125 miały zwykłą skajową, taką jak nasze Fiaty. Różnica polegała tylko na tym, że w żerańskich autach tapicerkę zszywano, a we włoskich – zgrzewano

Кожаная обивка также была привилегией Special. Единственное отличие заключалось в том, что в автомобилях Zeran обивка была сшита, а в итальянских автомобилях — сварена.

Не забывайте, что, например, Volkswagen, Opel и Ford предлагали в середине 1960-х годов. Вольфсбург, помимо флагманского Garbus, выпускал Type 3 (1500/1600), с двигателем воздушного охлаждения в задней части. Производитель из Рюссельсхайма мог похвастаться, например, моделью Kadett A с барабанными тормозами, жесткой задней осью и кузовом, напоминающим… Fiat 1300/1500.

Форд? Конечно, Taunus с его двигателем 1.3 (очень похожим на двигатель 125p) был более современным? Кроме того, кто сказал, что простое должно быть хуже? Польский Fiat экспортировался на множество различных рынков и имел несколько сборочных заводов за рубежом, например, в Югославии (Zastava 125 pz), Египте (Nasr 125) или Колумбии. Последний случай очень интересен. Первоначально модель 125 собиралась в Колумбии, но довольно быстро перешли на сборку модели 125p, как автомобиля, более подходящего для местного рынка.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх