На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АвтоМотив

19 подписчиков

Свежие комментарии

Тайные машины социализма — Часть I

От Вартбурга до Москвича и от FSO до Skoda — модели, которые вы никогда не видели

Для всех, кроме молодого поколения, они до боли знакомы. Машины социалистического лагеря не отличались большим разнообразием и особой динамикой развития — некоторые модели оставались в производстве не 6-7 лет, как на Западе, а 10, 20, 30 лет . Некоторые, например УАЗ 469, выпускаются и по сей день , к полувековому юбилею.

  

Татра JK2500

Юлиуш Кубанский и его Tatra JK2500 — автомобиль, за который не постыдился бы даже самый известный западный производитель 50-х годов.  Если мы посмотрим на автомобили Восточного лагеря, мы легко можем предположить, что те, кто работал в социалистической автомобильной промышленности, были некомпетентными ленивыми людьми, которые опаздывали с копированием западных технологий, а затем производили их десятилетиями. Но на самом деле это не совсем так. Архивы автомобильных компаний и институтов СССР, ГДР, Польши, Чехословакии и даже Болгарии полны интересных оригинальных разработок. Проблема только в том, что они оставались прототипами, не доходя до массового производства.

ФСО Огарь

Польский FSO Ogar — рожден с амбициозной целью прорваться на американский рынок, но в итоге остался только музейный экспонат  Одна из основных причин — экономическая: нехватка средств. Другая связана с самой природой системы, в которой предложение чего-то нового и оригинального было самым верным способом попасть в беду.В любом случае, давайте оглянемся на машины социализма, которые не попали в серийное производство.

После коммунистического переворота 1948 года компания Tatra, являвшаяся гордостью чехословацкой промышленности до Второй мировой войны, была вынуждена сосредоточиться в основном на военной технике и предоставлении представительских лимузинов для высокопоставленных партийных деятелей.   Но многие люди, которые любят элегантные спортивные автомобили, также остаются в компании.  Один из них - словацкий дизайнер Юлиуш Кубанский.

Tatra JK2500, 1955 годКомпания Tatra, являвшаяся большой гордостью чехословацкой промышленности до Второй мировой войны, была вынуждена сосредоточиться в основном на военной технике и производстве представительских лимузинов для высокопоставленных партийных деятелей.Но многие люди, которые любят элегантные спортивные автомобили, остались в компании. Один из них — словацкий дизайнер Юлиуш Кубанский.

Уже сделав имя маленьким гоночным машинам, в начале 50-х Кубань самостоятельно разработала стильное спортивное купе, которое назвал Tatra JK2500.  Первоначально он был оснащен 90-сильным двигателем Alfa Romeo, но затем был заменен подлинным Tatra V8 (от военного грузовика 805).  Его начальство восхищается дизайном автомобиля, но у него нет ни желания, ни возможности запускать его в серийное производство.  JK2500 остается единым блоком, принадлежащим Кубани.  Он использовал его как личный автомобиль более десяти лет, затем продал - и оттуда его следы теряются.

Tatra JK2500, 1955 годКубаньский самостоятельно разработал стильное спортивное купе, которое назвал Tatra JK2500. Первоначально он был оснащен 90-сильным двигателем Alfa Romeo, но затем был заменен на Tatra V8 (от военного грузовика 805). Его начальство восхищалось дизайном автомобиля, но не имело ни желания, ни возможности запускать его в серийное производство. JK2500 остался единственным экземпляром принадлежавшим Кубаньский. Он использовал его как личный автомобиль более десяти лет, затем продал — и его следы теряются.

Наряду с нашими известными Wartburg 311 и 313 в конце 50-х годов на заводе в Айзенахе было создано это элегантное низкое спортивное купе.  Его фотография была напечатана в нескольких газетах ГДР, но прототип так и не попал на автосалоны.  И очень жаль, потому что по конструкции он значительно превосходит большинство других изделий социалистического лагеря того времени.  Кстати, 313-2 современен не только по конструкции, но и по инженерным решениям - он имеет самонесущую конструкцию с индивидуальными амортизаторами на каждом колесе.

Вартбург 313-2, 1960Наряду с известными Wartburg 311 и 313 в конце 50-х годов на заводе в Айзенахе было создано это элегантное спортивное купе. Его фотография была напечатана в нескольких газетах ГДР, но прототип так и не попал в производство. И очень жаль, потому что по конструкции он значительно превосходит большинство других изделий социалистического лагеря того времени.Кстати, 313-2 современен не только по конструкции, но и по инженерным решениям — он имеет несущую конструкцию снехависимой подвеской.

Только двигатель такой же, как в обычном «Вартбурге» - трехцилиндровый двухтактный агрегат, но с двумя карбюраторами для увеличения мощности до 60 лошадиных сил.  Несмотря на впечатляющий внешний вид, прототип также страдает некоторыми техническими заблуждениями.  Для обслуживания двигателя сначала необходимо полностью снять заднее сиденье.  Кроме того, как тем временем Volkswagen убедил в модели 1500, установка двигателя под полом приводит к серьезным проблемам с перегревом.  В итоге было выпущено всего три штуки 313-2.  Один даже сохранился до наших дней.  Фото: Городской архив Айзенаха.

Вартбург 313-2, 1960Двигатель такой же, как в обычном «Вартбурге» — трехцилиндровый двухтактный агрегат, но с двумя карбюраторами для увеличения мощности до 60 лошадиных сил.Несмотря на впечатляющий внешний вид, прототип также страдает некоторыми техническими ошибками. Для обслуживания двигателя сначала необходимо полностью снять заднее сиденье. В итоге было выпущено всего три штуки 313-2. Один даже сохранился до наших дней.

После Второй мировой войны автомобильная промышленность уже социалистической Польши была возрождена выпуском Варшавы - копии советской ГАЗ Победа по лицензии, выданной лично Сталиным.  Прочный и надежный, но с очень низким двигателем и большим расходом топлива, этот автомобиль уже морально устарел в середине 50-х годов, поэтому государственная компания FSO решила заменить его - и заказать конструкцию за железным занавесом.

FSO Warszawa Ghia, 1957 год.После Второй мировой войны автомобильная промышленность социалистической Польши была возрождена выпуском Варшавы — копии советской ГАЗ Победа по лицензии, выданной лично Сталиным. Прочный и надежный, но с очень слабым двигателем и большим расходом топлива, этот автомобиль уже морально устарел в середине 50-х годов, поэтому государственная компания FSO решила заменить его — и заказать конструкцию за железным занавесом.

Была выбрана известная итальянская студия Ghia, которой было выплачено 62 тысячи долларов - соленая сумма для той эпохи.  В свою очередь, дизайнер из Ghia Серджио Сарторелли создал этот довольно привлекательный для той эпохи проект.  Начальникам FSO это нравится, они подписывают чек Ghia - а затем кладут чертежи и модели на хранение, чтобы они больше никогда их не достали.  Непонятно, что их беспокоило - дороговизна производства или что-то еще.  Но Польша продолжала производить старую Warszawa еще 16 лет, до 1973 года. А элегантный прототип Сарторелли был уничтожен в 1970-х, чтобы не занимать слишком много места.

FSO Warszawa Ghia, 1957 год.Была выбрана известная итальянская студия Ghia, которой было выплачено 62 тысячи долларов — большая сумма для той эпохи. В свою очередь, дизайнер из Ghia Серджио Сарторелли создал этот довольно привлекательный для той эпохи проект. Руководству FSO разработка нравится, но производство так и не было начато. Непонятно, что их беспокоило — дороговизна производства или что-то еще. Но Польша продолжила производить старую Warszawa еще 16 лет, до 1973 года. А элегантный прототип Сарторелли был уничтожен в 1970-х, чтобы не занимать слишком много места.

В 1962 году советское правительство основало в Москве Институт ВНИИТЭ, призванный создавать квалифицированные кадры в области «технической эстетики», то есть того, что сегодня в мире называют дизайном.  Известный дизайнер и автомобильный журналист Юрий Долматовский принят на работу в качестве основного лектора.  Первый проект нового института - два многофункциональных автомобиля на базе пролетарского Запорожца 965. На фото: ЗАЗ Такси.

ЗАЗ Макси и Такси, 1963 г.В 1962 году советское правительство основало в Москве Институт ВНИИТЭ, призванный создавать квалифицированные кадры в области «технической эстетики», то есть того, что сегодня в мире называют дизайном. Известный дизайнер и автомобильный журналист Юрий Долматовский принят на работу. Первым проектом нового института были два многофункциональных автомобиля на базе Запорожца 965.

Даже сегодня эти две концепции впечатляют своей практичностью.  Они находятся на платформе ЗАЗ 965 и имеют такую ​​же скромную длину, но за счет большей ширины и остроумной конструкции пространство внутри значительно больше.  Оба прототипа оснащены знакомым двигателем ЗАЗ с воздушным охлаждением V3 и сделаны из стекловолокна для снижения веса.  У них есть раздвижные двери, вращающиеся передние сиденья и сдвигающиеся педали вперед и назад.  Но до производства дело не дошло.  На фото: ЗАЗ Макси

ЗАЗ Макси и Такси, 1963 г.Даже сегодня эти две концепции впечатляют своей практичностью. Они созданы на базе ЗАЗ 965 и имеют такую ​​же скромную длину, но за счет большей ширины и остроумной конструкции пространство внутри значительно больше. Оба прототипа оснащены знакомым двигателем ЗАЗ с воздушным охлаждением и сделаны из стекловолокна для снижения веса. У них есть сдвижные двери, вращающиеся передние сиденья и сдвигающиеся педали. Но до производства дело не дошло.

Завод VEB Sachsenring Automobilwerk в Цвикау был известен прежде всего одним из своих продуктов: Trabant P601.  Однако мало кто знает, что за год до появления легендарного фермера в ГДР уже работали над его преемником - современным трехдверным хэтчбеком, спроектированным Карлом Клаусом Дителем.  Проект называется P603 и также опирается на дюрапласт-купе, но, в отличие от обычного двухтактного «Траби», здесь экспериментируют с множеством двигателей, в том числе и с Ванкелем.

Трабант P603, 1966 годЗавод VEB Sachsenring Automobilwerk в Цвикау был известен прежде всего производством: Trabant P601. Однако мало кто знает, что за год до появления легендарного траби в ГДР уже работали над его преемником — современным трехдверным хэтчбеком, спроектированным Карлом Клаусом Дителем. Проект называется P603 и здесь экспериментируют с множеством двигателей, в том числе и с Ванкелем.

Весной 1970 года проект был полностью завершен и готов к серийному производству, когда его неожиданно остановил лидер ГДР Эрих Хонеккер.  Одна из причин - соглашение о совместной разработке автомобилей (RGW) с Чехословакией.  Другой, по мнению некоторых историков, является недовольство Москвы тем, что ГДР опережает достижения советского автопрома.  Как бы то ни было, это прискорбно, потому что P603 был очень продвинутым автомобилем для своего времени, в то время как концепция хэтчбека еще не прижилась на Западе.  Некоторые даже предполагают, что VW был вдохновлен этим, чтобы выпустить первый Golf несколько лет спустя.  Но это не подтверждается никакими фактами.

Трабант P603, 1966 годВесной 1970 года проект был полностью завершен и готов к серийному производству, когда его неожиданно остановил лидер ГДР Эрих Хонеккер. Одна из причин — соглашение о совместной разработке автомобилей (RGW) с Чехословакией. Другой, по мнению некоторых историков, является недовольство Москвы тем, что ГДР опережает достижения советского автопрома.Как бы то ни было, это прискорбно, потому что P603 был очень продвинутым автомобилем для своего времени, в то время как концепция хэтчбека еще не прижилась на Западе. Некоторые даже предполагают, что VW был вдохновлен этим автомобилем, и выпустил первый Golf несколько лет спустя. Но это не подтверждается никакими фактами.

Когда мы говорили о злополучном Trabant P603, это был совместный проект ГДР и Чехословакии по разработке автомобилей с маркировкой RGW.  Фактически, это сокращение является немецкой версией СЭВ - Совета экономической взаимопомощи.  Но он также отмечает проект VEB Automobilwerke и Skoda.  Его цель - создать общую новую модель, которая заменит устаревшие Skoda 100/110, Wartburg 353 и Trabant 601. С этой целью чехи также разработают совершенно новую линейку алюминиевых двигателей рабочим объемом от 1100 до 1800 куб. так же новые коробки передач - механические и автоматические.  Тормоза, подвеска и шасси будут от восточных немцев.  Отдельные модели будут иметь разную конструкцию - седан и купе для Skoda, седан и минивэн для Wartburg, небольшой хэтчбек для Trabant.  Задача состоит в том, чтобы новые модели были готовы к выпуску к 1982 году.

Skoda 760, 1972 г.Когда мы говорили Trabant P603, речь шла о совместном проекте ГДР и Чехословакии по разработке автомобилей, обозначенных как RGW. Фактически, это сокращение является немецкой версией СЭВ — Совета экономической взаимопомощи. Его цель — создать общую новую модель, которая заменит устаревшие Skoda 100/110, Wartburg 353 и Trabant 601. С этой целью чехи также разработают совершенно новую линейку двигателей рабочим объемом от 1100 до 1800 куб. так же новые коробки передач — механические и автоматические. Тормоза, подвеска и шасси будут от восточных немцев.Отдельные модели будут иметь разную конструкцию — седан и купе для Skoda, седан и минивэн для Wartburg, небольшой хэтчбек для Trabant. Задача — подготовить новые модели к 1982 году.

В Skoda, однако, решают не доверять альянсу CSFR-GDR - и это дизайн.  Вместо этого они нанимают молодого и все еще набирающего популярность Джорджетто Джуджаро.  Его прототип Skoda 760 чрезвычайно современен для своего времени и уже обладает функциями, которые сделают более поздние автомобили популярными на рынке Джуджаро.  Но проект начинает тормозить.  Хотя две страны являются соседями, логистика - это кошмар из-за плохого железнодорожного сообщения.  Постоянные задержки и ошибки с доставкой запчастей.  В то же время в конце 1970-х годов Варшавский договор начал резко увеличивать свои военные расходы за счет всех других отраслей.  Наконец, в 1979 году от проекта автомобиля RGW отказались.

Skoda 760, 1972 г.Однако в Skoda решают, не доверять дизайн альянсу CSFR-GDR. Вместо этого они нанимают молодого и все еще набирающего популярность Джорджетто Джуджаро. Его прототип Skoda 760 чрезвычайно современен для своего времени.Но проект начинает тормозить. Хотя две страны являются соседями, логистика — это кошмар из-за плохого железнодорожного сообщения. Постоянные задержки и ошибки с доставкой запчастей. В то же время в конце 1970-х годов Варшавский договор начал резко увеличивать свои военные расходы за счет всех других отраслей. Наконец, в 1979 году от проекта автомобиля RGW отказались.

Во второй половине 1970-х годов у польского FSO были амбиции выйти за пределы «железного занавеса» и экспортировать автомобили не куда-нибудь, а в Соединенные Штаты.  Именно для этой цели был разработан этот экзотический на вид Огарь, работа, пожалуй, самого известного польского автомобильного дизайнера - Цезаря Наврота.  Этот автомобиль, чем-то напоминающий Alfa Romeo Junior, чем-то Volvo, сделан из эпоксидной смолы и стекловолокна, что делает его чрезвычайно легким и экономичным - именно то, что ищут за границей после великого нефтяного кризиса.

ФСО Огарь, 1977 г.Во второй половине 1970-х годов у польского FSO были амбиции выйти за пределы «железного занавеса» и экспортировать автомобили не куда-нибудь, а в Соединенные Штаты. Именно для этой цели был разработан этот экзотический на вид Огарь, работа, пожалуй, самого известного польского автомобильного дизайнера — Цезаря Наврота. В чем-то напоминающий Alfa Romeo Junior, чем-то Volvo, автомобиль построен из эпоксидной смолы и стекловолокна, что делает его чрезвычайно легким и экономичным — именно то, что ищут за границей после великого нефтяного кризиса

Под этой внешностью и эффектными выдвигающимися фарами фактически скрывается механика и 1,5-литровый двигатель Fiat 125P - вполне адекватный для того времени.  Мощность 82 лошадиные силы.  Бамперы и фары были специально модифицированы, чтобы соответствовать изменившимся требованиям Северной Америки.  Прототип проходит серьезные испытания и благополучно преодолевает 60 000 километров.  Но, в конце концов, заводское начальство вынуждено выбирать и предпочитать запускать FSO Polonez в серийное производство.

ФСО Огарь, 1977 г.Под этим экстерьером и эффектными выдвигающимися фарами фактически скрывается механика и 1,5-литровый двигатель Fiat 125P — вполне адекватный для того времени мощностью 82 лошадиные силы. Бамперы и фары были специально модифицированы, чтобы соответствовать изменившимся требованиям Северной Америки. Прототип проходил серьезные испытания и благополучно преодолевает 60 000 километров. Но, в конце концов, руководству завода пришлось выбирать и предпочли запустить в производство FSO Polonez

В 60-е годы Московский автомобильный завод был на гребне волны развития советской автомобильной промышленности.  Но затем начались переговоры с Fiat о лицензионном производстве в Тольятти.  Чтобы не конкурировать напрямую с ВАЗом, начальство «Москвича» центральное руководство посоветовало изменить концепцию и вместо преемника Москвича-412 сосредоточиться на более крупных моделях - аналогах популярного на Западе Ford Taunus. и Опель Рекорд.

Москвич 3-5-6, 1974В 60-е годы Московский автомобильный завод был на гребне волны развития советской автомобильной промышленности. Но затем начались переговоры с Fiat о лицензионном производстве в Тольятти. Чтобы не конкурировать напрямую с ВАЗом, начальству «Москвича» центральное руководство посоветовало изменить концепцию и вместо преемника Москвича-412 сосредоточиться на более крупных моделях — аналогах популярных на Западе Ford Taunus. и Опель Рекорд.

В начале 70-х годов было создано несколько прототипов, кульминацией которых стал Москвич 3-5-6 - просторный седан с более современной подвеской, новым 1,8-литровым двигателем мощностью 103 лошадиные силы и чем-то крайне редким в СССР - автоматической коробкой передач от BorgWarner.  Проект понравился, но в итоге заморожен.  Дизайнер Александр Андронов говорит, что работы фактически были остановлены по приказу тогдашнего директора Валентина Коломникова, который ожидал более высокой должности в министерстве и не хотел подвергать ее риску, взяв на себя ответственность за создание совершенно новой модели.  В результате АЗЛК разрабатывает не новую модель, а эволюцию 412, получившую название 2140, которую будут выпускать до 1988 года.

Москвич 3-5-6, 1974В начале 70-х годов было создано несколько прототипов, кульминацией которых стал Москвич 3-5-6 — просторный седан с более современной подвеской, новым 1,8-литровым двигателем мощностью 103 лошадиные силы и чем-то крайне редким в СССР — автоматической коробкой передач от BorgWarner. Проект понравился, но в итоге был заморожен. Дизайнер Александр Андронов говорит, что работы фактически были остановлены по приказу тогдашнего директора Валентина Коломникова, который ожидал более высокой должности в министерстве и не хотел подвергать себя риску, взяв ответственность за создание совершенно новой модели. В результате АЗЛК разрабатывает не новую модель, а эволюцию 412, получившую название 2140, которую будут выпускать до 1988 года.

На первый взгляд, это наверняка будет выглядеть как самый обычный польский Fiat 126, который завод FSM (Fabryka Samochodow Malolitrazowych) производил по лицензии с 1973 по 90-е годы.  Но на самом деле это совсем другое, в чем вы узнаете, если просто приподнимете переднюю крышку.  К концу 1970-х концепция городского автомобиля с задним расположением двигателя и воздушным охлаждением безнадежно устарела.  Однако у FSM нет средств для покупки новой лицензии или разработки модели с нуля.

ФСМ 126НП, 1978На первый взгляд, это будет, наверное, самый обыкновенный польский Fiat 126, который завод FSM (Fabryka Samochodow Malolitrazowych) производил по лицензии с 1973 по 90-е годы. Но на самом деле это совсем другой автомобиль, о чем вы узнаете, если просто приподнимете капот.К концу 1970-х концепция городского автомобиля с задним расположением двигателя и воздушным охлаждением безнадежно устарела. Однако у FSM нет средств для покупки новой лицензии или разработки модели с нуля.

Так родился проект FSM 126NP - знакомый Fiat, но с передним двигателем и передним приводом.  Решением польских инженеров было просто перенести вперед двигатель объемом 650 куб.  Для этого им в основном приходится переделывать коробку передач и само шасси.  Автомобиль на 19 см длиннее обычного 126P.  В конце концов, растущие трудности польской экономики в 1979 году положили конец этому начинанию, и 126 NP остался единственным прототипом.

ФСМ 126НП, 1978Так родился проект FSM 126NP — знакомый Fiat, но с передним расположением двигателя и передним приводом. Решением польских инженеров было просто перенести вперед двигатель объемом 650 куб. Для этого им в приходится переделывать коробку передач и само шасси. Автомобиль на 19 см длиннее обычного 126P.В конце концов, растущие трудности польской экономики в 1979 году положили конец этому начинанию, и 126 NP остался единственным прототипом.

Эти две машины, вполне современные, похожие на начало 80-х, на самом деле были собраны в Ленинграде двумя студентами - Дмитрием Парфеновым и Геннадием Хаиновым.  Одна называется «Лаура», а другая - «Калиакра» (да, в честь болгарского черноморского мыса).  В отличие от многих других советских самоделок, в которых заменен только кузов, это фактически совершенно новые модели - с передним приводом, передними стойками, купе из стеклопластика и пенополистирола, установленного на трубчатой ​​раме, и даже с электронным модулем для выбора оптимальный режим. на ходу.

Калиакра и Лаура, 1984Эти две машины были собраны в Ленинграде двумя студентами — Дмитрием Парфеновым и Геннадием Хаиновым. Одна называется «Лаура», а другая — «Калиакра». В отличие от многих других советских самоделок, в которых заменен только кузов, это фактически совершенно новые модели — с передним приводом, кузовом из стеклопластика и пенополистирола, установленного на трубчатой ​​раме, и даже с электронным модулем для выбора оптимального режима.

Единственное, что Хайнов и Парфенов не могут делать в одиночку, - это двигатели и коробки передач.  Приводы взяты от ВАЗ-2105, а трансмиссия - от ЗАЗ-968, правда, серьезно доработанная.  Достижения этих двух молодых людей были настолько развиты, что в то время как серийная продукция советской промышленности была выбрана для представления СССР на Пловдивской ярмарке в 1985 году. Другой был включен в автогонку Москва-Пловдив.  Сам Горбачев любезно высказался.  Поговаривают даже о массовом производстве в Тольятти или Ижевске.  Но экономический кризис в СССР, усугубленный чернобыльской трагедией, перечеркнул планы.

Калиакра и Лаура, 1984Единственное, что Хайнов и Парфенов не могут делать самостоятельно, — это двигатели и коробки передач. Они были взяты от ВАЗ-2105, а трансмиссия — от ЗАЗ-968, правда, серьезно доработанная.Достижения этих двух молодых людей были настолько современны что о массовом производстве говорят даже в Тольятти или Ижевске. Но экономический кризис в СССР, усугубленный чернобыльской трагедией, перечеркнул планы.

Тайные машины социализма — часть 2

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх