На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АвтоМотив

19 подписчиков

Свежие комментарии

Микрус МР-300 — автомобиль, не выдержавший конкуренции с политикой

Учитывая малое количество выпущенных экземпляров и проблемы, возникавшие при их эксплуатации, следует задаться вопросом: а для чего собственно был создан этот Микрус? И хотя ответ на этот вопрос кажется простым, на самом деле это не так…

Микрус МР-300

Разумеется, «Микрус» должен был заполнить нишу между двухколесным транспортным средством (который в 1950-х годах был основой индивидуального транспорта) и автомобилем, который в то время был очень роскошным товаром.

 Так почему же из этого ничего не вышло и был выпущен автомобиль, который подвергся широкой критике?

Начнем с самого начала. Летом 1956 года во время ралли «Татра» появился Glas Goggomobil — автомобиль, на котором немецкий автомобильный журналист приехал в Польшу. Автомобиль был в восторге от группы инженеров Завода оборудования связи в Жешуве. В то же время отношения с СССР охладились, что привело к прерыванию заказов на поставку польских двигателей для самолетов МиГ-15. Крупные заводы в Мелеце и Жешуве имели свободные перерабатывающие мощности. Во избежание закрытия там производили все, что можно было, например, сепараторы для молока или столовые приборы. Хотя бригады компаний не могли смириться с изменением профиля производства, в октябре 1956 года оба завода подписали соглашение о сотрудничестве по выпуску «Микрус МР-300» — автомобиля, основанного на технологии модели «Гоггомобиль», наблюдаемой в Татры.

Микрус МР-300

В Мелеце директор Влодзимеж Вилановский заказал покупку 3 копий немецкого оригинала (покупка лицензии невозможна из-за затрат). Две машины были введены в эксплуатацию на заводских площадях, а третья разобрана для подготовки производственной документации. Чтобы не быть обвиненным в плагиате, был разработан совершенно новый кузов и изменены многие детали двигателя и трансмиссии.

Микрус МР-300-прототипы к юбилею июльского манифеста

Производство мотоцикла было поручено Жешувскому заводу, который построил 5 прототипов. 22 июля 1957 года в Мелеце были представлены прототипы автомобилей (к годовщине оглашения Манифеста Польского комитета национального освобождения). Две машины были переданы Автотранспортному институту, где были проведены дорожные испытания на выездах из Варшавы. В процессе эксплуатации были отмечены наиболее частые поломки: сломанные задние поперечные рычаги и опоры двигателя, а также заклинивание самих двигателей в результате слишком высокой температуры. Внимание также было уделено объему выхлопной системы (которая в конечном итоге была заполнена минеральной ватой, которая комкала и забивала выхлоп).

Микрус МР-300

Причиной многих поломок, таких как вздутие поршней или растрескивание колец на них, был неправильный выбор металлических сплавов — польские инженеры не смогли провести материальные испытания деталей двигателей Goggo. Во время испытаний при подъеме в гору поршни «вздувались» и поездку приходилось прерывать, а двигатель остывать. Только через некоторое время можно было продолжить движение.

Микрус МР-300-Циранкевич еле влез в него, но хвалил!

Во время одного из дорожных испытаний Микрус даже зашел в кабинет Совета Министров. Во время презентации автомобиля премьер-министр Юзеф Циранкевич и вице-премьер Петр Ярошевич спонтанно сели в него и отправились в город. По возвращении джентльмены якобы хвалили концепцию производства такого автомобиля.

Микрус МР-300

В начале 1958 года был подготовлен и распространен среди сотрудников информационный ряд (автомобили погашались в рассрочку) с учетом необходимости ведения отчетов по эксплуатации. Гарантия Микруса распространяется на 9 месяцев или 10 тысяч. км. Розничная цена была 50 тысяч. злотых (для сравнения: варшавский М20 стоил 120 тысяч злотых). Производитель также предоставил техническое обслуживание, которое осуществлялось механиками, выезжающими в компанию Микрус. Двухтактный двигатель автомобиля мощностью 14,5 лошадиных сил питался смесью масла и топлива 1:25, которую водитель должен был приготовить сам на заправочной станции.

Одновременно с распродажей была запущена рекламная кампания Mikrus: автомобили участвовали в велогонке мира и участвовали в туристических ралли от Мелеца до Варшавы, Ченстоховы, Петркува и Лодзи. Группу Микрусов всегда окружала толпа интересующихся. Станислав Шелиховский из «Мотора» очень благосклонно отзывался об автомобиле, о котором можно сказать, что он был послом Микруса в прессе (у него самого была такая машина).

Микрус МР-300

Микрус МР-300-неудача в Москве

После успешной презентации автомобилей на Познанской международной ярмарке в июле 1959 года была подготовлена ​​поездка на выставку 15-летия Польской Народной Республики в Москву. Ярко раскрашенные карлики были представлены на вращающейся подставке из черного стекла. В первый пресс-день выставки выставка Mielec произвела ошеломляющее впечатление. Российские журналисты высоко оценили наш продукт, но упрекнули в медленном темпе работы над «Запорожцем». В итоге организатор распорядился убрать автомобили с выставки и заменить их на «Юнакс».

Вскоре после этого события на завод поступил приказ остановить выпуск «Микруса» — скорее всего, это тоже было связано с делом «Запорожца», а точнее с запуском его производства. В то же время компания Hans Glas объявила иск о незаконной копии их автомобиля-но этого так и не произошло (вероятно, из-за малого количества выпущенных экземпляров и трудностей с защитой прав западной компании в коммунистическом государстве). После окончания производства в 1960 году была предпринята попытка реанимировать Микрус (в доставочном варианте). Несмотря на интерес частных предпринимателей, этот вариант не получил одобрения властей — как известно, Владислав Гомулка не был энтузиастом автомобилестроения. После того, как автомобиль был изготовлен, заводы в Мелеце и Жешуве вернулись к авиационному производству.

Микрус МР-300

Несмотря на короткую жизнь на рынке, Микрус стал постоянным атрибутом дорог нашей страны. В 1960 году в Automobilklub Polski была создана группа пользователей этого автомобиля: устраивались встречи, обменивались опытом, деталями и идеями по техническим усовершенствованиям. 8 мая 1960 года на первое собрание пришла 21 машина. Был даже создан технический отдел для организации запасных частей WSK Mielec. На второй слет болельщиков «Микруса» приехало более 160 автомобилей — после технического испытания участники приступили к фитнес-тестам на стадионе «10-летия». Микрус также вошел в польскую кинематографию. 

Микрус МР-300-плюс/минус

Микрус переносит нас в атмосферу 50-х со всеми бедами тех времен. С 14-сильным автомобилем сложно говорить о каких-либо характеристиках, а низкое качество изготовления и ужасные материалы делают этот автомобиль сугубо коллекционной ценностью и для езды в сегодняшних пробках он не пригоден (хотя, конечно, на на ралли есть экипажи, которым до места назначения еще несколько сотен километров). Конечно, все дело в настрое — если мы хотим окунуться в реалии польского автомобилестроения 60-летней давности, лучшей капсулы времени, чем Микрус, не найти. Даже в ухоженном экземпляре каждое путешествие означает приключение с автомобилем. К счастью, большинство поломок можно устранить в пути. Просто вождение Микруса требует времени, ведь никогда не знаешь, что с нами будет.

Гоггомобиль Т300 (1955-69)

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх